«Росинкас» предложил Банку России превратить его в Национальную инкассаторскую компанию, в которой ЦБ будет принадлежать контрольный пакет акций, а остальные разделены между банками. Предполагается, что эта компания будет монополистом на рынке инкассации. Эксперты сомневаются в возможности реализовать эту инициативу из-за низкой рентабельности инкассации как бизнеса и противодействия со стороны крупных банков.
Как стало известно “Ъ”, «Росинкас» направил письмо в Банк России, в котором раскритиковал ряд положений его консультационного доклада о рынке инкассаторских услуг. В нем ЦБ предлагал наделить его полномочиями регулировать тарифы на рынке инкассации, создать СРО и ряд других реформ (см. “Ъ” от 2 сентября). «Росинкас» в своем письме отмечает, что на него пытаются переложить социальную функцию по обеспечению налично-денежного обращения (НДО) на всей территории РФ, притом что объединение не является подразделением ЦБ. «С Банком России объединение ‘Росинкас’ работает так же, как и с другими клиентами,— в соответствии с договором на оказание услуг. Доля перевозок ценностей регулятора в общем объеме наших услуг составляет 14%,— говорится в письме.— Доля наличных платежей падает, рынок сужается и подходит к критической точке, когда сложно поддерживать рентабельность инкассаторского бизнеса».
В соответствии с уставом объединения «Росинкас» —«юридическое лицо с особыми уставными задачами». У «Росинкаса» нет уставного капитала. Объем перевезенных ценностей объединением «Росинкас» за 2023 год составил 18 трлн руб. На сегодня объединение «Росинкас» обслуживает 183 тыс. точек банков и ТСП.
«Росинкас» предлагает создать на своей базе Национальную инкассаторскую компанию (НИК), в капитале которой контрольный пакет будет принадлежать ЦБ, а остальные доли разделят между собой коммерческие банки. Как рассказал “Ъ” президент «Росинкаса» Василий Медведев, на последнем заседании правления Ассоциации налично-денежного обращения в начале сентября этот вопрос с банками обсуждался. «В 2017 году закон об акционировании ‘Росинкаса’ был принят в первом чтении и ‘лег на полку’, в конце 2021 года решили, что проект надо переработать, надо завершить реорганизацию, выведя ‘Росинкас’ на безубыточную деятельность»,— рассказал “Ъ” глава «Росинкаса». По его словам, НИК должна стать единственной организацией на рынке, которая будет отвечать за всю инфраструктуру НДО, что позволит решить массу проблем. «Предлагаем, чтобы НИК не только осуществляла все перевозки ценностей на территории РФ, но и другие инфраструктурные функции: мониторинг рынка, планирование перевозок и др.»,— рассказал Василий Медведев.
В ЦБ комментировать инициативу «Росинкаса» не стали, пообещав рассмотреть ее. Опрошенные “Ъ” банки также воздержались от комментариев. Однако, по словам собеседника “Ъ” на банковском рынке, входить в капитал «Росинкаса» для банков не имеет смысла. «Все большие банки хотят оставить независимость в ключевых для бизнеса городах»,— пояснил он. Председатель комиссии по финансовой и информационной безопасности совета ТПП Тимур Аитов согласен: «Мало кто из крупных банков захочет допустить монополию ‘Росинкаса’, поэтому проект они и задавят в зародыше».
Эксперты отмечают, что сегодня реализовать акционирование «Росинкаса» будет непросто. МВА-профессор бизнес-практики по цифровым финансам РАНХиГС Алексей Войлуков отметил, что для 2017 года идея акционировать «Росинкас» была оправданна, поскольку тогда инкассаторский бизнес был прибыльный и банки готовы были вложиться в его капитал. «Сейчас инкассация уже не может быть прибыльным бизнесом — эквайринговая комиссия в 1,5% воспринимается как вполне нормальная, а комиссия за перевозку наличных выше 0,2% уже считается высокой,— пояснил он.— Инкассация — это социально значимая функция, которая должна дотироваться государством». Наиболее реальный шаг решить проблему — создание СРО и законодательный запрет перевозить деньги для тех, кто не является членом СРО».
Не простой выглядит реализация идеи «Росинкаса» и с юридической точки зрения. По словам директора юридической группы «Яковлев и партнеры» Марии Яковлевой, для акционирования «Росинкаса» может потребоваться принятие отдельного закона или внесение изменений в существующее законодательство.