Как стало известно “Ъ”, «Бэнк оф Чайна», российская дочерняя структура китайского Bank of China, расчетный бизнес которого сосредоточен на платежах в юанях между РФ и КНР, приостанавливает операции с российскими банками из SDN List США. С остальными партнерами банк продолжит работу. По оценкам экспертов, на «Бэнк оф Чайна» приходится существенная часть трафика платежей, хотя сейчас он все больше смещается в сторону небанковских посредников.
«Бэнк оф Чайна» с 24 июня перестает обрабатывать платежи в юанях от российских банков, находящихся в SDN List США, рассказали несколько источников “Ъ” на финансовом рынке. Работу с неподсанкционными кредитными организациями, уточняют собеседники “Ъ”, банк продолжит. На сайте «Бэнк оф Чайна» говорится, что он «специализируется на предоставлении услуг по переводу денежных средств» в Китай: «Маршрутизация платежей осуществляется через ностро-счета банка в подразделениях Bank of China в КНР». В «Бэнк оф Чайна» оперативно не ответили на запрос “Ъ”.
Ряд собеседников “Ъ” полагают, что решение связано с опасениями вторичных санкций. В банковском платежном трафике «Бэнк оф Чайна» традиционно играл «существенную роль», отмечает один из собеседников “Ъ”.
На российском рынке кредитная организация занимает второе место по размеру активов среди дочерних структур китайских банков (592,4 млрд руб. на конец первого квартала 2024 года). Как отмечалось в майском рейтинговом пресс-релизе агентства «Эксперт РА», у банка «устойчивое положение на рынке международных расчетов».
«Для российского рынка это не очень приятная новость. Возникнут дополнительные издержки как по времени, так и по стоимости обработки платежей,— подчеркивает один из финансистов.— Но самая главная проблема — платежи выходят за пределы банковского сектора, в результате чего у государства становится все меньше контроля за ними, возникают риски мошенничества».
Как поясняют источники “Ъ”, в последнее время трафик платежей уже начал все активнее смещаться в сторону посредников — небанковских платежных агентов, из-за чего «цепочка трансакции становится все менее прозрачной». Работа небанковских посредников «в целом неподконтрольна регуляторам и непрозрачна», подчеркивает один из собеседников “Ъ”.
В результате, добавляет другой финансист, использование их услуг сопровождается высокими рисками. Среди последних, поясняет источник “Ъ”, кроме комиссий в размере 3–5% — валютные риски: «Если деньги зависли, их вернут в рублях, но по какому курсу это будет сделано, непонятно».
Владимир Путин, президент РФ, на встрече с представителями международных информагентств 6 июня:
«Китайское руководство имеет право применять такие методы руководства экономикой, чтобы удовлетворять насущные потребности своих людей, своих граждан».
Есть другой альтернативный канал платежей, о котором, в частности, сообщало агентство Reuters: поскольку крупные банки Китая ограничивают расчеты по российским трансакциям из-за опасений санкций США, бизнес стал использовать банки второго эшелона на северо-востоке КНР, вблизи российской границы, которые все еще могут принимать подобные платежи. Но этот механизм также чреват усложнением расчетных цепочек.
В конце апреля The Wall Street Journal со ссылкой на источники сообщила, что США прорабатывают санкционные меры против некоторых китайских банков. В том или ином количестве китайские структуры и граждане в последние полгода оказывались в каждом раунде американских санкций против РФ, включая очередной пакет, объявленный 12 июня.
Банки с зарубежным капиталом заработали на российских ставках
Как отмечает руководитель практики разрешения судебных споров и санкционного законодательства, партнер Sapozhnikov & Partners Алексей Федоряка, угроза вторичных санкций для дочерних иностранных, в том числе китайских, банков в РФ выглядит вполне реальной. «Именно это является основной причиной приостановки платежей с РФ. Если США обнаружат нарушения санкционных ограничений со стороны банка и установление в отношении этого банка вторичных санкций не будет критичным для США, то вторичные санкции введут»,— отмечает господин Федоряка. По его мнению, наиболее велик риск вторичных санкций именно против дочерних иностранных банков в России.